Три года назад тайваньская компания PDC (Power Digital Communications Co, LtD) представила на суд публики первый компьютер для автомобилей. Сегодня же число автомобилей, которые можно назвать передвижным офисом, увеличивается не по дням, а по часам.Тот первый прибор называть компьютером можно было лишь условно: он просто совмещал в себе массу функций, которые до этого не совмещало ни одно устройство.

Функциональность и вправду поражала: DVD, TV/FM, CD, VCD, MP3; мобильные коммуникации — GSM/GPRS; глобальная система позиционирования GPS с голосовым сопровождением и планировщиком пути; путевой калькулятор, с помощью которого можно устанавливать некое подобие «закладок» важных мест в пути; мобильный офис, работающий под Windows OS Platform и предназначенный для домашнего и бизнес-применения; интернет-браузер с возможностью просмотра веб-страниц, электронной почты и передачи данных; изображение с видеокамеры, установленной сзади автомобиля — эдакий продвинутый вариант зеркала заднего вида, с помощью которого парковаться было гораздо проще. Среди базовых характеристик устройства значились революционные на тот момент CPU AMD Geode GX1 с тактовой частотой 300 MГц, 128 Mб оперативной памяти, 7-дюймовый сенсорный TFT-экран, привод DVD и даже слот для карт SD/MMC.Однако нельзя утверждать, что развитие мультимедийных автомобильных систем началось именно с него. Первое цифровое устройство, обладающее обратной связью, которое «прижилось» в автомобиле — обычная магнитола. Именно с нее началось внедрение в жизнь идеи установки в машину полноценного компьютера. Все современные девайсы такого рода, представленные на рынке, берут начало именно от магнитолы.

Пару лет назад в автомобилях стали появляться так называемые «маршрутные компьютеры», которые, основываясь на показаниях датчиков и «мозгов», выдавали информацию вроде расхода топлива, времени пути и давления в шинах. Сегодня без использования компьютерной техники, гордо именуемой «бортовым компьютером», не обходится ни один сошедший со стапелей автомобиль. Место магнитолы в торпедо современного автомобиля бизнес-класса сейчас занял сенсорный ЖК-дисплей, начинка которого работает под урезанной версией Windows XP, а на рабочем столе расположились привычные ярлыки вроде WinAmp, PowerDVD, OziExplorer.Сегодня существует два направления развития CarPC. Первое представляет собой собственно разработки автоконцернов. В салоне любого автомобиля последних лет, будь то Toyota, Honda, Mercedes или Audi, вы найдете «бортовой компьютер», который не только контролирует всю электронику авто, но и способен транслировать ТВ и выполнять функции органайзера. Монолитный модуль связывается с GPS-навигатором, находящимся, как правило, в багажнике. Там же может находиться и ТВ-тюнер, и модуль цифрового музыкального процессора DSP. Все они контролируются через единую шину данных, например I-Bus для BMW, и получают через нее же информацию о нажатых кнопках на панели управления вне зависимости от местоположения кнопок. Функционально эти устройства практически не отличаются от разработок «индивидуалов» (см. ниже) — с одной принципиально важной оговоркой: свободы экспериментирования здесь не будет. Никакого дополнительного софта вам добавить в систему, как правило, не удастся, «докинуть» оперативной памяти тоже — придется довольствоваться только тем, что предусмотрел производитель. Не получится расширить функциональные возможности этого компьютера и даже изменить внешний вид (за исключением цветовой палитры). Вы не сможете использовать бесплатно распространяемые карты местности и вполне возможно, что GPS у вас вообще не будет работать, если не доплатите cash. Например, у дилеров BMW в Москве карта этого мегаполиса стоит около $1500!

Именно те, кто не согласен с таким положением вещей, и развивают второе направление в отрасли — самостоятельные, или, если хотите, автономные CarPC. Как вам идея «залить» на жесткий диск этого компьютера новые фильмы и просматривать их во время отдыха на природе? Или, может, нужно поработать за компьютером, а ноутбук остался дома? Просто подключаете по USB-интерфейсу клавиатуру — и дело с концом. А пресловутая программа OziExplorer позволяет работать GPS с картами родного города. Под задним стеклом можно разместить Wi-Fi-антенну и подключиться к интернету. Пока для Беларуси это, наверное, не слишком актуально, но уже через год-два данная функция уже не будет пустым звуком. А если установить программу CarSoft, то машину можно будет диагностировать прямо в пути, а не гонять ее каждый раз на автосервис.

Сегодня развитие CarPC находится примерно на том же уровне, на котором году эдак в 2002 находились GPS-навигаторы — многие о них слышали, но были они лишь у небольшой кучки энтузиастов. В большинстве случаев самодельный CarPC представляет из себя целый набор устройств, расположенных в разных частях автомобиля. Небольшой системный блок на базе платформы с низким электропотреблением стоит в «бардачке» или багажнике. Изображение с компьютера выводится на сенсорный экран.

Преимущество автомобильного компьютера, помимо вышесказанных — его охранные способности. При установке соответствующего ПО, в случае угона на ваш мобильный телефон поступит предупреждающий звонок, а вся улица услышит громкий вой сирены. Возможен вариант, когда физиономия угонщика будет сфотографирована на скрытую камеру, а посредством GPS вы узнаете, где в данный момент находится ваш автомобиль.То, что когда-то казалось фантастикой, сегодня — пускай еще очень дорогая, но реальность. Автоконцерны опасаются устанавливать «навороченные» компьютеры на машины среднего ценового класса и тем самым повышать их стоимость для потребителя. Модели премиум-класса — совсем другое дело: их покупатели малочувствительны к росту цены на пару тысяч долларов. Поэтому сегодня такого рода системы приходится видеть чаще всего у энтузиастов, которые потратили не один день на их установку, адаптацию в салоне и упрятывание проводов подальше от сторонних глаз.Будьте готовы, что практически ни один мастер на СТО или в тюнинговой компании не сможет гарантировать качества проделанной работы. Украина к массовому внедрению подобных устройств, увы, пока не готова. Однако если вспомнить пример с GPS-приемниками, то станет ясно, насколько быстро подобная система может оказаться в вашем авто. 6–7 лет назад никто тоже не мог представить, что компьютерные операционные системы будут массово устанавливаться на обычные мобильные телефоны. Цифровая автомобильная электроника заявляет о себе все громче, а это значит, что полноценный компьютер рано или поздно появится в каждом авто.